Categories:

Об уникальнейшем явлении-юморе

ТЕХНИКА   ПОСТРОЕНИЯ   И    СОЗДАНИЯ           

ЮМОРИСТИЧЕСКОГО   РАССКАЗА

  « Сколько мыслей и чувств по искоренению зла вызывают                                                  

   юмористические шедевры  Игоря Данилова-Ивушкина! И

   перед нами встает человеческая  жизнь во всех ее ракурсах

(  Лауреат Государственной премии С.А.Воронин)

   «Можно вспомнить Гоголя, Чехова...можно вспомнить         многих выдающихся юмористов, и хочется надеяться, что   И.Данилов-Ивушкин займет среди них свое место»

(Г.А.Холин,кандидат филологических наук)  

«Классика прекрасна. Но где же современные авторы? И вот Петербургское радио обратилось к творчеству И.А. Данилова-Ивушкина, которого            достаточно  уверенно можно назвать мастером смеха,            выдумщиком  веселых, занимательных историй...»

(газета «Телевидение, радио»)   

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


Это было время, вспоминает Данилов-Ивушкин, когда я еще служил в качестве ведущего инженера в НИИ судостроительной промышленности. Как у всех, так и у нас, там тоже была рабочая пятидневка. Суббота, воскресенье -выходные. И потому именно  в эти дни я мог придумывать и писать новые рассказы. Так сказать, на свежую голову. Модель же создания их заключалась в следующем.

  1. Подъем, как всегда, в 6-6.30, туалет,физзарядка, а далее уже через  тридцать минут я оказывался на своей  «рабочей тропе». В это время там никто не мещает, все спят еще. Начинаю по этой тропе прогуливаться «туда-сюда». И в голове при этом только одна  зарисовка имеется.Например, «в вином отделе магазина хамье работает». Или же: в «молочном отделе  сметана  разбавлена». Вот с этого как раз  и надо было  рассказ придумать. Только, повторяю, какая-то одна  зарисовка. 

    Хожу, значит,  по этой тропе,погрузившись в думы свои, целый час хожу. Такой регламент  для себя выработал. Именно за это время должен быть рассказ придуман. И чтобы в конце его   был элемент неожиданности. Это тоже обязательное я установил для себя условие.На юмор же пока можно не обращать внимание. Такая установка   была выработана.И в конце концов приучил свой мозг, свою  душу  именно так работать.

    2.  Далее приходил домой, и все  также на «голодный желудок» выкладывал все придуманное на лист бумаги. При этом объем рассказа не должен был превышать 1,5-2 страничек .Ведь юмор не должен быть длинным. В результате чего получалась, как говорят композиторы, рыба.

   После чего данный полуфабрикат вкладывал  в папку со специфическим названием «Старение». Именно  такой термин я придумал, чтобы  материал здесь мог отлежаться  «состариться».

   И таким образом за  выходные дни у меня получалось два , пусть далеко неполноценных, но все же  рассказа. А за год их уже 96  скапливалось

    3. Далее, после того как этот так называемый литературный год заканчивался,я открывал уже новую папку для новых, также за год придуманных, рассказов. Открывал, и все по той же  .. схеме наполнял ее. Одновременно с этим начинал заниматься редактированием  произведений из первой папки с названием «Старение». Здесь необходимо отметить,что в  результате такой беспощадной  редакции, я,скажем так, «камень на камне»  не оставлял там от самого первого варианта изложения. Ничего, абсолютно ничего не нравилось, все менял! То есть, как бы заново  рассказы придумывал. И вот с этого момента , именно с этой  редакции, начинали уже пробиваться первые ростки юмора. Пусть крохотные, но все же  пробиваться стали.

      4. Итак, у первого рассказа была сделана первая редакция. После чего я его снова откладывал. Но уже в другую папку с другим названием. Допустим = «После 1ого редактитования». И в этот день я уже ничего больше не правил, не редактировал. Мозг, душа должны были отдыхать, а вместе с этим  в голове биохимическая связь восстанавливаться.

    Тем временем, как уже говорилось,  в выходные дни, все также с утра, я прододжал «на голодный желудок» придумывать новые рассказы. И, как всегда, в день по рассказу. Для чего у меня была очередная папка заготолвлена.И  за каждый минувший год у меня  набиралось вполне достаточно материала для новой книги.

     В целом же необходимо отметить,что  каждую такую папку с материалами я в дальнейшем где-то в среднем по раз десять переписывал. На что уходил далеко не один год. Зато каждый рассказ до того выхолащивался, что из него  трудно было потом  хотя бы одно слово выбросить.  И при этом каждый раз появлялись новые штрихи юмора. В отношении же критической  оценки  произведения, то оно может получиться как эстрадного, так и литературного уровня. А это уже зависит от того — какой «ключик» к тексту заложен в автора  от рождения. И  потому-то  возникает юмор  то эстрадный,а то  литературный.  

Что касается конкретно литературного юмора, то это, когда каждая фраза рассказа максимально художественно выполнена. И вот именно такой юмор как раз чрезвычайно уникален в человеческом обществе. Ему нет эквивалента в природе.Эстрадный же юмор-это сродни где-то обычному, бытовому, застольному юмору, которым могут владеть тысячи и даже миллионы жителей.  Хотя и из них для эстрады отбираются только избранные.

        5 .Юмор, как уже  говорилось, всеми  воспринимается по-разному. А потому один смеется над рассказанным анекдотом, второй -улыбается,  третий- гогочет, четвертый -плачет, а пятый с подозрением оглядывает всех четверых. Но оптимальный заряд юмора должен быть обязательно у любого талантливого автора.

       6. И еще, не менее существенное.То, что смешно в книге, как  уже говорилось, далеко не всегда смешно на эстраде; а то, что смешно на эстраде -далеко не всегда смешно в книге. И такое «разночтение» возникает в силу разной каббалистической комбинации значков алфавита, а также инверсии  текста.. И потому произведения маститых так называемых «За верность литературных писателей очень редко  с эстрады читаются.

7.В заключение. Так называемый эстрадный юмор,подобно сатире, что называется, быстро уходит в песок,а вот литературный  юмор намного долговечнее.  

Игорь ДАНИЛОВ-ИВУШКИН

(автор четырехтомника литературно-юмористических рассказов        ок.1500 страниц.Кавалер ,Лауреат трех серебряных и золотой                    медалей: «За выдающийся вклад в отечественную культуру,        воспитание, образование, «За верность России»)




Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded